Профессиональная деятельность врача зависит от многих факторов, одним из которых является качество мышления, связанного с правильной диагностикой заболеваний. Ошибки при постановке клинического диагноза у новорожденных и детей первого года жизни могут возникать на различных этапах диагностического процесса: интерпретации жалоб матери, сборе анамнеза жизни и заболевания, физикального осмотра, трактовке лабораторных и инструментальных методов исследования. Ошибочная прижизненная диагностика у детей может привести не только к неправильному лечению, но и к летальному исходу. Выявление и поиск причин диагностических ошибок – один из ключевых моментов в улучшении качества оказания медицинской помощи детям.
В Астраханском государственном медицинском университете было выполнено исследование, цель которого состояла в том, чтобы на основании сопоставления клинического и патологоанатомического диагнозов определить частоту возникновения, причины и возможности устранения диагностических ошибок при инфекционной патологии, специфичной для перинатального периода. В ходе этого исследования были ретроспективно изучены 234 случая летальных исходов в отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных за 2006–2018 гг.
Результаты анализа показали, что при постановке клинического диагноза ошибки встречались в 18,3% случаев. Наиболее часто (53,4%) ошибки диагностики связаны с нераспознанными инфекционными болезнями, специфичными для перинатального периода. Исследование показало, что в 65% случаев правильная прижизненная диагностика была невозможна по объективным причинам.
Объективные причины ошибок были в основном вызваны трудностями диагностики заболевания из-за отсутствия характерных клинических данных или атипичностью течения. Почти у каждого третьего умершего пациента диагностические ошибки были обусловлены субъективными причинами и связаны с диагностикой врожденной цитомегаловирусной инфекции и неонатального сепсиса.
Субъективные причины ошибок чаще были вызваны так называемым добросовестным заблуждением врача вследствие недостатка знаний, умений, опыта. В силу того, что ошибка суждения была наиболее частой причиной ошибочной диагностики, необходимо улучшение когнитивного состояния клиницистов. Одним из способов уменьшения числа ошибок является совершенствование образовательных инициатив для врачей.
Источник: Кирилочев О. К. Причины, частота возникновения и возможности устранения диагностических ошибок у новорожденных и детей первого года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. № 3. С. 53 – 60.